Этот недооцененный, почти забытый научно-фантастический фильм с Вин Дизелем о чудовищах доказывает важность качественного создания мира

Этот недооцененный, почти забытый научно-фантастический фильм с Вин Дизелем о чудовищах доказывает важность качественного создания мира

Количество просмотров: 26

Время на чтение

Вин Дизель — один из самых узнаваемых актеров в мире боевиков 2000-х. Хотя его роль Доминика Торетто скоро завершится в одиннадцатой (и, предположительно, последней) части франшизы «Форсаж», не стоит забывать о его работе в фильмах о Риддике до этого. «Черная дыра» (Pitch Black), первый из трех фильмов о Риддике, стал для Дизеля и режиссера Дэвида Туи мрачным и пыльным полигоном для творчества.

Несмотря на посредственные отзывы критиков, фильм представляет собой увлекательный микс жанров, объединяющий типичные для боевиков того времени тропы. Это сочетание брутального экшена и киберпанк-эстетики, которое с годами только набирает очарование. Влияние такой классики вроде «Чужого» и «Матрицы» придает фильму скромный, но запоминающийся масштаб. Это сосредоточенный, немного китчевый научно-фантастический боевик, который не пытается создать огромную вселенную или угодить максимально широкой аудитории. Рейтинг R позволяет фильму оставаться кровавым, не переходя в откровенный хоррор, хотя его можно описать как смесь научной фантастики, ужасов и экшена.

О чем фильм «Черная дыра»?

Сюжет фильма прост, что позволяет эксцентричному стилю режиссуры занять центральное место. История рассказывает о группе людей из разных слоев общества, которые путешествуют к месту под названием «Новая Мекка». Среди них — мусульманский проповедник со своими учениками, богатый торговец антиквариатом и офицер, сопровождающий печально известного преступника и убийцу Ричарда Б. Риддика (Вин Дизель). Почему такая разношерстная группа оказалась на одном корабле, не объясняется, потому что это не важно для сюжета.

Фильм начинается с мощного старта: корабль загорается. За кадром Риддик с холодной уверенностью рассказывает, как ему удалось остаться в сознании во время криосна благодаря своей связи с животной природой. Этот момент и захватывающая сцена аварийной посадки задают тон всему фильму. Корабль выглядит реалистично и детализированно, напоминая техно-готические миры художника Ханса Руди Гигера из «Чужого». Хотя современные критики считали стиль фильма вторичным, эстетика «Черной дыры» — это продукт своего времени, отражающий гиперстилизованный подход, характерный для конца 90-х и начала 2000-х.

Как и многие произведения искусства, то, что когда-то считалось вторичным, со временем становится культовым. Фильмы вроде «Черной дыры», сочетающие мрачный тон триллера и научную фантастику, сегодня уже не снимают. Этот фильм олицетворяет эпоху, когда нерд-культура становилась мейнстримом, и это уже не нужно (к счастью). Тем не менее, такие фильмы, пусть и не всегда интеллектуальные, подарили нам уникальные визуальные образы и акцент на «крутости», в отличие от более глубоких и гуманистических тем, которые можно найти в «Звездном пути», «Космической одиссее 2001 года» или «Близких контактах третьей степени». Научная фантастика в основе своей всегда была жанром идей, но когда за рулем оказывается Вин Дизель, все становится иным.

Фильм «Черная дыра» не пытается казаться смысловой и заставляющей много думать. Она предполагает, что зритель хочет просто развлечься, и не дает времени задуматься над логикой. Это не недостаток — наоборот, в этом есть своя прелесть. Фильм динамичен, с оригинальными визуальными находками и яркой цветовой палитрой. Это ностальгия по временам, когда вы брали в прокате самый крутой фильм для 14-летнего себя. Здесь нет сложной мифологии или глубокой проработки персонажей.

Самое удивительное в «Черной дыре» — это то, как хорошо фильм справляется с созданием мира. Для некоторых фильмов это даже важнее, чем логичный сюжет. Мир фильма ощущается реальным и обжитым благодаря удачному сочетанию практических и цифровых эффектов. Корабль выглядит тяжелым и изношенным, а множество мелких деталей делают этот мир одновременно знакомым и новым. Дизайн персонажей и существ также впечатляет. Основные антагонисты — гигантские космические летучие мыши — представляют собой странный гибрид млекопитающих и насекомых, и их текстуры до сих пор выглядят убедительно даже спустя 25 лет.

Мир «Черной дыры» кажется более циничным, холодным и жестоким, чем наш, но в нем есть что-то узнаваемое. Это мир, разрушенный индустриализацией, где поднимаются вопросы веры и религии. Хотя эти темы не являются центральными, конфликт между современностью и религиозными догматами явно присутствует. Классическая проблема зла лежит в основе противостояния Риддика и мусульманского проповедника, который видит Бога и надежду даже в полной тьме. Эти темы, хоть и не оригинальны, но делают мир фильма ближе зрителю.

Несмотря на скромный успех при выходе, «Черная дыра» — отличный пример того, как правильно реализовать оригинальные научно-фантастические идеи. Фильм предлагает детально проработанный мир, дополненный уместными элементами китча (Риддик носит круглые солнцезащитные очки на протяжении всего фильма, даже когда произносит свои крутые реплики). Персонажи, возможно, недостаточно глубоки, но их харизма и стиль исполнения компенсируют это. Отсылки к «Чужому» и классической научной фантастике в духе Эдгара Райса Берроуза делают «Черную дыру» крепким, хорошо сделанным и кровавым скрытым жемчугом, который стоит пересмотреть.

Рейтинг: