Несмотря на то, что «Пятница, 13-е» основана на самом неудачном дне года, создание фильма потребовало немало удачи

Несмотря на то, что «Пятница, 13-е» основана на самом неудачном дне года, создание фильма потребовало немало удачи

Количество просмотров: 25

Время на чтение

Пятница, 13-е — самый неудачный день в году, который в этом году выпадает на второй раз. В фильмах и на тв множество фильмов про призраков и просто ужасов, зачастую очень кровавых: в «Дичь» 2020 происходит обмен телами между убийцей и финальной героиней, а в сериале «Сверхъестественное» фигурирует проклятая лапка кролика, в третьем сезоне по-моему. Однако ничто из этого не сравнится с культовым статусом слэшера «Пятницы, 13-е» — названием для франшизы о маньяке в хоккейной маске. Хотя фильм носит имя этого суеверного дня, оригинальной картине повезло на разных этапах производства, начиная от привлечения финансирования и заканчивая новым финалом, который стал отправной точкой для создания нового хоррор-идола — Джейсона Вурхиза.

«Пятница, 13-е» началась с концептуального постера

Прежде чем стать создателем этой слэшер-франшизы, Шон С. Каннингем снял и продюсировал два детских фильма, которые не достигли ожидаемого успеха. Он считал, что его следующий проект может стать настоящим хитом. Используя фильм «Хэллоуин» (1978) в качестве образца, Каннингем задумал сделать хоррор и пригласил своего друга, сценариста Виктора Миллера, написать сценарий, исходя из названия, которое вдохновляло его. В документальном фильме 2006 года «На куски: Рассвет и закат слэшеров» 2006 года он объяснил, как создал рекламу, в которой «Пятница, 13-е» разбивала стекло с лозунгом, обещающим «самый ужасающий когда-либо созданный фильм!» Это случилось до того, как фильм получил «зеленый свет», и цель состояла в том, чтобы выяснить, было ли это название уже использовано кем-то, чтобы избежать судебных исков.

Никто не подал на них в суд. Вместо этого интерес к ещё несуществующему фильму резко возрос, и у Каннингема появился инвестор из Бостона. В документальном фильме он вспомнил ключевой момент, изменивший всё. Изначально Каннингем не согласился с предложением инвестора, но он не мог выбросить его из головы, и это беспокоило его всю ночь. Утром он передумал и перезвонил инвестору. Сделка была заключена как раз вовремя: инвестор собирался уезжать, чтобы вложить деньги в торговый центр. Каннингем осознал, что если бы он затянул с звонком, «Пятница, 13-е» никогда бы не появилась на экранах. Как только началась предшествующая подготовка, сложилась еще одна удачная ситуация с ключевой ролью.

У Бетси Палмер был один лишь повод согласиться на роль в «Пятнице, 13-е»

С 1950-х годов Бетси Палмер строила свою карьеру в кино, на телевидении и театре, однако её имя навсегда осталось связным с ролью Памелы Вурхиз (матери Джейсона). Актриса рассказала о том, как её судьба привела к съемкам в «Пятнице, 13-е», в документальном фильме «Хроники Пятницы, 13-е». В то время Бетси выступала на Бродвее, и по дороге домой её машина сломалась. Ей срочно потребовались деньги на починку. Она подумала: «Вселенная, ты слышишь меня?».

На той же неделе её агент позвонил с предложением поработать над фильмов ужасов. Хотя Палмер ненавидела сценарий, работа приносила ей нужные деньги, и она подумала: «Никто никогда не увидит этот фильм. Он выйдет, исчезнет, а я куплю себе Volkswagen Scirocco». В итоге она получила ключевую роль, став одной из самых знаковых антагонисток в хоррор-жанре, вдохновив новое поколение фильммейкеров 1990-х, особенно сценаристов Кевина Уильямсона. К концу производства картина Каннингема получила, возможно, наиболее важный элемент удачи — финал.

Сцена сна открыла путь для восхождения Джейсона Вурхиза

В документальном фильме «На куски: Рассвет и закат слэшеров» 2006 специалист по гриму Том Савини поделился своими впечатлениями от недостатка сильного финала в сценарии. Он вспомнил, как впечатляюще зрители восприняли сцену сна, ставшую ночным кошмаром в фильме «Кэрри» 1976 года, и посчитал, что подобный элемент с испугом может сработать в «Пятнице, 13-е». После того как фильм позаимствовал идеи у «Хэллоуина», в сцене появился зомби-мальчик Джейсон, выныривающий из воды на озере Кристал Лейк, чтобы напасть на финальную героиню Элис, прежде чем она просыпается в уютной больничной палате. Эта сцена перепугала зрителей до смерти, когда фильм вышел в прокат, оправдав обещание о «самом ужасном фильме», которое содержалось в рекламном объявлении Каннингема.

Каннингем в одном из интервью признался, что изначально считал свою серию антологией, но партнер посоветовал ему вернуть Джейсона в качестве более значимого персонажа. Это решение дало жизнь будущему злодею, впоследствии ставшему хоррор-иконой. Хотя некоторые сиквелы не оправдали ожиданий поклонников, а в последние годы возникли юридические разногласия между старыми друзьями Каннингемом и Миллером, 1980 год мог бы принести совершенно иной фильм, если бы не поступили деньги из рекламы, производства бы не состоялось. Если бы не поломка машины Палмер, она не оказалась бы в касте. И без финальной сцены, возвращающей Джейсона к жизни, не было бы и продолжений. Названный в честь самого неудачного дня в году, фильм обрел множество удачных обстоятельств, которые помогли «Пятнице, 13-е» стать одной из самых известных хоррор-франшиз всех времён.

Рейтинг: