Рецензия на фильм «Компаньон»: Софи Тэтчер — девушка из мечтаний (и кошмаров) Джека Куэйда в остром техно-триллере

Рецензия на фильм «Компаньон»: Софи Тэтчер — девушка из мечтаний (и кошмаров) Джека Куэйда в остром техно-триллере

Количество просмотров: 29

Время на чтение

Представьте себе смесь эпизода «Be Right Back» (Я скоро вернусь) из «Чёрного зеркала», щепотку «Руби Спаркс», каплю «тела, тела, тела» и щедрую порцию ви́дения режиссёра Дрю Хэнкока — и вы получите ИИ-триллер «Компаньон». Этот фильм начинается как романтическая комедия, но быстро превращается в триллер с элементами ужасов. Он берёт знакомую концепцию и узнаваемые элементы, но в итоге создаёт нечто совершенно уникальное. Это одновременно и взгляд в духе «Из машины» 2015 на отношения людей с технологиями и искусственным интеллектом, и болезненно точное изображение современного мира знакомств, где поведение мужчин по отношению к женщинам, даже к тем, кого они якобы любят, часто пропитано контролирующим мизагинизмом, замаскированным под «хорошего парня».

Может показаться, что «Компаньон» пытается охватить слишком много, но в этом и заключается его гениальность. Многие фильмы слишком увлекаются подачей скрытых смыслов, забывая о необходимости создать увлекательную историю. Но «Компаньон» сосредоточен на хорошо продуманном, динамичном триллере с харизматичными, отвратительными и завораживающими персонажами, среди которых выделяется Софи Тэтчер в роли главной героини. Глубокие смыслы, обсуждения в духе «Чёрного зеркала» и критика мужского сексизма — это побочные продукты острого сценария Хэнкока.

О чём фильм «Компаньон»?

Айрис безумно влюблена в своего парня Джоша в исполнении Джека Куэйда знакомого нам по сериалу "Пацаны", всё ещё вспоминая их «идеальное» знакомство, хотя пара, кажется, вместе уже давно. Они отправляются на выходные в роскошный загородный дом у озера с друзьями Джоша: Кэт (Меган Сури), которая враждебно настроена к Айрис, как же без них - гей парой Илаем (Харви Гийен) и Патриком (Лукас Гейдж), а также эксцентричным и невероятно богатым парнем Кэт Сергеем (Руперт Френд, который явно получает удовольствие от своей роли), владельцем дома. Первый вечер наполнен едой, выпивкой и танцами, но с самого начала становится ясно, что что-то не так. Джош игнорирует Айрис, шепчется с Кэт в углу, вызывая её ревность.

На следующий день Сергей пытается приставать к Айрис, и она убивает его, защищаясь. После этого странные взгляды и шёпот становятся понятны: оказывается, Айрис — робот, «компаньон», купленный Джошем, чтобы компенсировать свою неудачную личную жизнь (и удовлетворить свои желания, в том числе и сексуальные). Джош взломал её программу, отключив защитные функции, чтобы сподвигнуть Айрис убить Сергея, чтобы Джош украл реквизировал его миллионы. Чтобы получить максимальное удовольствие от фильма, лучше не знать больше. К сожалению, трейлер уже раскрыл главный поворот, но это лишь подчёркивает, насколько точно фильм изображает отношения: иногда сложно понять, общается ли мужчина с роботом или просто ведёт себя как ужасный парень. Группа уже сообщников Джоша пытается уничтожить Айрис, и начинается игра в прятки на выживание, где Айрис осознаёт правду о своём существовании и обретает автономию.

Глубокие смыслы «Компаньона» не кажутся натянутыми

Несмотря на высокую концепцию и множество метафор, отсылок к реальным проблемам и опыту, «Компаньон» никогда не кажется перегруженным идеями. Как и в фильмах, на которые он похож, его сила — в ненавязчивости. Это не попытка напугать зрителя предупреждением об опасностях ИИ или технологий, и не демонстрация феминистского подхода к критике мужчин. Через тонкие намёки и блестящую работу с персонажами фильм говорит обо всём этом, оставаясь при этом захватывающим триллером с элементами хоррора и юмора. Хэнкок не пытается постоянно тыкать зрителя в лицо своими идеями — он сосредоточен на том, чтобы фильм был смешным, романтичным и страшным в нужных моментах, позволяя сценарию говорить самому за себя.

Как и в «Руби Спаркс», размышления о современных отношениях и контролирующем поведении мужчин становятся одной из самых острых тем. Наши чувства к Айрис не меняются, когда мы узнаём, что она не человек — наоборот, мы начинаем ещё больше сопереживать ей и желать её победы. Она — жертва мира, где мужчины не хотят работать над любовью, предпочитая заказывать её, как товар, и называть в честь песен, под которые они плачут перед сном. (Да, в фильме есть идеально подобранная песня Goo Goo Dolls.) В отличие от холодной Авы из «Из машины», Айрис — самый человечный и вызывающий эмпатию персонаж. Как и Руби из фильма Зои Казан, она — ещё одна женщина, которую партнёр заставляет чувствовать себя ненужной и несостоятельной, когда она не соответствует его ожиданиям.

Актёрский состав фильма кажется идеально подобранным. Джек Куэйд великолепно играет типичного «славного парня», который на деле оказывается эгоистичным и контролирующим. Его обаяние и простота обманывают как Айрис, так и зрителей, но когда нужно, он легко переключается на угрожающую манеру поведения. Харви Гийен, известный по «Что мы делаем в тени», становится источником комедийного облегчения, как Рэйчел Сеннотт в «Тела, тела, тела». Его персонаж, Илай, — это постоянный поток свежего воздуха, а его отношения с Патриком становятся одной из самых интересных и оптимистичных линий фильма.

Но главная причина, по которой невозможно оторвать взгляд от экрана, — это Софи Тэтчер. Её харизма и магнетизм заставляют нас сопереживать Айрис, даже когда мы понимаем, что она буквально запрограммирована служить своему посредственному парню. Вместо того чтобы казаться безликой куклой, её преданность и искренность только усиливают нашу симпатию. Её сцены могли бы быть слишком слащавыми, но Тэтчер играет с лёгкой неловкостью, напоминающей Кристен Стюарт, что делает её ещё более relatable. Когда сюжет переходит в жанр ужасов, Тэтчер становится настоящей героиней, сочетая комедийные моменты с опытом «королевы криков».

«Компаньон» — это идеальный баланс между комедией, триллером и ужасами. Он смешной, напряжённый и местами шокирующе кровавый. При этом фильм не теряет из виду темы любви, предательства и обмана, размывая границу между человеком и роботом. Это искренний разговор о том, насколько разрушительной может быть любовь (или её отсутствие). Это не мрачное предупреждение о мире, где технологии заменяют чувства, но острый взгляд на то, как мужчины до сих пор видят женщин как объекты, адаптированные под их нужды. И в то же время — нежный намёк на то, что настоящая любовь всё же делает мир лучше.

Рейтинг: