
Количество просмотров: 46
Если предложить любителю ужасов фильм с маньяками, демонами, монстрами и жуткими существами, он с радостью будет следить за происходящим. Всё просто: выжившему нужно лишь найти слабость монстра, застать его врасплох или отобрать оружие. Если герой окажется на шаг впереди, он сможет отряхнуться, смыть кровь с рук и наслаждаться тем, что выжил. Но если источником ужаса в фильме становится ребёнок, это вызывает у зрителей гораздо более глубокое чувство тревоги. От рождённых злыми до одержимых — дети в фильмах ужасов принимают самые разные формы, чтобы вселять в нас страх. Что же делает детей-монстров такими пугающими?
Почему Дэмиен Торн из "Омен" так страшен?

Дети в фильмах ужасов — это отдельный поджанр, и они могут быть поистине зловещими. Они добавляют дополнительный элемент страха, потому что мы традиционно воспринимаем их как невинных и чистых душой. Именно потеря этой невинности пугает нас до глубины души. Отличный пример — Дэмиен Торн (Харви Спенсер Стивенс) из фильма "Омен". Вряд ли кто-то ожидает, что их ребёнок окажется настоящим антихристом, как Дэмиен, но для семьи Торн это стало реальностью. После потери собственного ребёнка при родах отец тайно усыновляет мальчика, но с возрастом Дэмиена ситуация в семье только ухудшается. Отец пытается понять, почему это происходит, и его поиски приводят его в Ватикан. Там священник Бреннан предупреждает семью, что Дэмиен, скорее всего, не человек. Это осознание того, что ребёнок, который должен быть "чистым листом", рождён злым, вызывает глубокий дискомфорт.
В психологии существует дискуссия о природе и воспитании: "Люди рождаются злыми или становятся такими?" Дэмиен — это пример первого случая, причём в высшей степени. Несмотря на его ужасные поступки, взрослые в фильме не могут идти на него в прямой атаке так же, как, например на Майкла Майерса или Призрачное лицо. Ведь он всего лишь ребёнок — нельзя же просто ударить его или вступить с ним в схватку... правда?
Почему бред и желания Эстер из "Дитя тьмы" леденят кровь?

Эстер (Изабель Фурман) из фильма "Дитя тьмы" — не совсем ребёнок, но восприятие её как ребёнка делает её действия отвратительными. Она ужасающий антагонист, потому что, как и Дэмиен, она злая и лишена той чистоты, которую мы ожидаем от детей. Это объясняется тем, что она на самом деле не ребёнок, но её приёмная семья об этом не знает. Они думают, что взяли в дом милую, талантливую девочку. Когда она начинает вести себя странно — например, оказывается рядом с местами несчастных случаев или пытается соблазнить приёмного отца, — семья начинает расследовать её прошлое и узнаёт, что она сбежала из психиатрической клиники.
Бредовые идеи Эстер и её желание найти связь, получить любовь и признание толкают её на убийства. Она не антихрист и не обладает сверхспособностями, но её хитрость, навыки и обманчивая природа помогают ей добиться своих корыстных целей. Под маской ребёнка её действия и слова приобретают дополнительный уровень жути, которого взрослые не ожидают. Есть что-то невысказанное в девочке с бантиками в волосах, что делает её менее подозреваемой в поджогах и убийствах, а также затрудняет противостояние ей, потому что это последнее, чего вы ожидаете.
Почему демоны в фильмах ужасов выбирают детей?

С другой стороны, ребёнок, такой как Риган (Линда Блэр) из "Изгоняющий дьявола", пугает, потому что её невинность забирается, хотя изначально она у неё была. Риган одержима демоном по имени Пазузу и становится совершенно неузнаваемой как физически, так и психически. Она совершает поступки, которые её мать и зрители никогда не могли представить: ползает по лестнице самым жутким образом, изрыгает зелёную жидкость и левитирует над кроватью. Подростковые годы могут быть трудными, но вряд ли кто-то из родителей предполагает возможность одержимости демонами. Демоны в фильмах выбирают детей, потому что ими легче управлять и использовать для совершения злых деяний. Их уязвимость делает их идеальными жертвами, что мы и видим на примере Риган.
Фильмы ужасов показывают ужас в отношениях родителей и детей

Есть ещё один способ, в котором дети могут быть пугающими, это родителей. Дети часто отражают отношения с родителями и то, как они справляются со своими эмоциями. В фильме "Бабадук" показан ещё один аспект, где ребёнок становится самым страшным элементом. Фильм рассказывает о матери Амелии (Эсси Дэвис) и её сыне Сэмюэле (Ноа Уайзман), которые остаются вдвоём после смерти отца. Сэмюэл с раннего возраста начинает вести себя агрессивно, вымещая своё разочарование через яростные истерики и попытки оттолкнуть мать. Будучи ребёнком, он с трудом выражает свои эмоции и хочет понять, кем был его отец. Амелии сложно отделить травму смерти мужа от Сэмюэла, потому что он погиб, везя её в больницу на роды.
Недостаток общения и обиды с обеих сторон материализуются в зловещее существо из книги Сэмюэла — Мистера Бабадука. В этом случае Сэмюэл не является злым по своей природе, но его непонимание в сочетании с подавленной обидой матери вызывают это существо, которое разрушает их жизнь. Бабадук становится буквальным воплощением отсутствия идентичности и эмоционального хаоса Сэмюэла. Как я уже упоминал, дети отражают поведение родителей, и в случае с "Бабадуком" немного больше открытости со стороны Амелии могло бы помочь Сэмюэлу стать более уравновешенным.
Фильмы ужасов выходят за рамки обычных страхов, и дети в них становятся вершиной ужаса. Герои не могут бороться с ними традиционными способами, и из-за естественного желания взрослых защищать детей, схватка насмерть маловероятна. Чтобы противостоять этим жутким детям, нужна стратегия и огромная сила духа, чтобы преодолеть их садистские наклонности. В самом простом смысле, дети в фильмах ужасов олицетворяют вечную борьбу добра и зла. Злой ребёнок — это нечто неконтролируемое, и кто не любит наблюдать за таким хаосом?