Спустя 40 лет «Кошмар на улице Вязов» остаётся таким же впечатляющим слэшером

Спустя 40 лет «Кошмар на улице Вязов» остаётся таким же впечатляющим слэшером

Количество просмотров: 21

Время на чтение

В 1970-х и начале 1980-х годов, благодаря популярности слэшеров, в жанре ужасов появились новые хоррор иконы. Кожаное лицо, Майкл Майерс и Джейсон Вурхиз стали лидерами этого направления, но всех их объединяло одно: они были молчаливыми громилами в масках. В 1984 году Уэс Крэйвен представил нечто одновременно знакомое и совершенно новое с фильмом «Кошмар на улице Вязов». Фредди Крюгер в исполнении Роберта Инглунда не носил маску и был весьма и весьма разговорчив. В то время как упомянутые убийцы действовали в реалистичном мире (несмотря на то, насколько безумными становились некоторые продолжения «Хэллоуина» и «Пятницы, 13-е»), Фредди был сверхъестественным злодеем, который не ограничивался обычными методами устранения жертв. Да, у него были лезвия вместо пальцев, но он нападал на своих жертв во снах.

Фредди Крюгер стал самым узнаваемым хоррор-персонажем десятилетия, превратившись в культурный феномен (как сейчас это делает клоун Арт), известный даже тем, кто не увлекается жанром ужастиков. Хотя с тех пор он появлялся во множестве сиквелов, всё началось именно сорок лет назад с «Кошмара на улице Вязов». Сегодня Клоун Арт может быть на пике популярности в серии фильмов «Ужасающий», но возможно, без вклада Уэса Крэйвена он бы не появился.

«Кошмар на улице Вязов» возродил жанр слэшеров!

Огромный успех «Хэллоуина» Джона Карпентера в 1978 году спровоцировал волну подражателей. В «Хэллоуине» Майкл Майерс в белой маске Уильяма Шетнера охотился на распущенных подростков в пригороде, поэтому в «Пятнице, 13-е» убийца преследовал таких же молодых людей в лесу и летнем лагере. Когда появился Джейсон Вурхиз, он тоже был молчаливым верзилой в маске, похожим на Майерса. Эти фильмы приносили большие кассовые сборы, поэтому в начале 80-х новый слэшер выходил почти каждый месяц. В 1981 году вышли продолжения «Хэллоуина» и «Пятницы, 13-е», а также «Бродяга», «Сожжение», «Мой кровавый Валентин» и многое другое. Слэшеры стали настолько предсказуемыми, что в том же году появилась пародия «Студенческие тела», которая метко высмеивала этот поджанр, всё ещё находящийся в стадии развития.

К 1984 году жанр ужасов нуждался в обновлении. На сцену вышел Уэс Крэйвен, уже известный такими современными классиками, как «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». С его жёстким, почти документальным стилем, он умел проникать в самую суть страха. Фильм о человеке, убивающем людей во снах, нельзя было снять в таком же ключе, но он всё же имел реализм в своей основе. Крэйвен написал сценарий «Кошмара на улице Вязов» после того, как узнал реальную историю камбоджийского беженца в США, умершего во время кошмаров.

«Кошмар на улице Вязов» вышел в прокат 16 ноября 1984 года и собрал приличную сумму в 25 миллионов долларов. Однако гораздо важнее была его воздействие на жанр. Ужасы получили нечто новое, отличающееся от шаблонного образа убийцы в маске. Фредди Крюгер был по-настоящему пугающим, но при этом зловеще забавным, и его персонаж выходил за рамки привычных антагонистов ужасов. Это означало, что зритель никогда не мог предсказать, что произойдёт дальше, поскольку возможно было всё. Хотя фильм использовал формулу слэшера, он предлагал нечто большее. Недавно Роберт Инглунд рассказал в интервью порталу Collider, что во время съёмок его попросили не называть фильм слэшером, потому что «Уэс это ненавидит». Режиссёр понимал, что создал нечто, что нельзя легко вписать в рамки одного жанра.

Фредди Крюгер стал иконой поп-культуры, но перестал пугать.

После семилетнего промежутка между «Хэллоуином 2» и возвращением Майкла Майерса в «Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса», а также учитывая, что каждая новая «Пятница, 13-е» повторяла саму себя в лагере Хрустальное озеро, в жанре ужасов образовалась ниша, которую занял «Кошмар на улице Вязов». Выпущенный всего через год после первой части, «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» представил более мрачного и молчаливого Фредди, а история оказалась менее захватывающей из-за отсутствия в проекте Уэса Крэйвена. Однако фильм всё же успешно собрал 30 миллионов долларов в прокате.

Франшиза достигла своего пика с выходом третьей части. «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» (1987) взял всё лучшее из первого фильма и довёл до максимума. Хизер Лангенкэмп вернулась к роли Нэнси, и хотя режиссёром выступил Чак Рассел, сценарий был написан самим Крэйвеном. Это отразилось в смелом сюжете о подростках, которые в своих снах противостоят Фредди с помощью собственных способностей. Фредди удивлял новыми трюками и впечатляющими практическими эффектами, такими как сцена со змеёй Фредди.

«Воины сна» стали настоящим успехом для New Line Cinema, собрав внушительные 44 миллиона долларов. Однако популярность Фредди вскоре стала проблемой. Персонаж Роберта Инглунда появился повсюду: у него было собственное шоу, телефонная линия 1-900, он появлялся на ток-шоу и MTV. Фредди перестал быть пугающим злодеем и превратился в комического героя своих фильмов. Несмотря на успех «Кошмара на улице Вязов 4: Повелитель сна», поспешно созданные продолжения, такие как «Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна», показали, что избыток персонажа может навредить, и фильм потерял то, что делало Фредди по-настоящему страшным.

«Кошмар на улице Вязов» помнят как один из величайших фильмов ужасов.

«Фредди мёртв: последний кошмар» (1991) не смог вернуть франшизе былую славу. Даже с возвращением Уэса Крэйвена и Хизер Лангенкэмп в «Новый кошмар» (1994), аудитория утратила интерес, о чём свидетельствуют сборы в 18 миллионов долларов. «Фредди против Джейсона» стал больше экшн-фильмом, чем ужастиком, а о перезапуске 2010 года с Джеки Эрлом Хейли лучше и не вспоминать — он не смог в полной мере надеть перчатки Инглунда в посредственном сценарии.

Роберт Инглунд не возвращался к роли Фредди Крюгера с 2003 года, и это частично объясняется, почему «Кошмар на улице Вязов» остаётся таким значимым. С тех пор вышло ещё пять фильмов серии «Хэллоуин», новые части «Техасской резни бензопилой», несколько фильмов и сериалов из франшизы «Крик» и «Детских игр». Хотя Джейсон Вурхиз не появлялся на экранах уже 15 лет, даже он получил перезагрузку в 2009 году. Но, как говорится, отсутствие лишь усиливает привязанность. С течением времени «Кошмар на улице Вязов» воспринимается как классика жанра ужасов, подобно тому, как для предыдущего поколения таким фильмом был «Психо». Фредди стал для нас тем, кем были Франкенштейн, Дракула или Оборотень.

Первый фильм объединяет в себе пригородный ужас «Хэллоуина», безумие Кожаного лица из «Техасской резни бензопилой» и злые шутки Пеннивайза из «Оно» Стивена Кинга. Многие пытались повторить успех, включая Клоуна Арта, но никто не смог стать таким же знаковым слэшером, как Фредди Крюгер. Его образ настолько силён, что Роберта Инглунда, которому уже за семьдесят, постоянно спрашивают в интервью, не вернётся ли он к роли ещё раз. Нам стоит перестать этого хотеть. Он сам не хочет возвращаться, и нам не нужно этого. Вместо того чтобы пытаться воссоздать прошлое, мы должны ценить и праздновать его. Ни один сиквел или апгрейд не смогут превзойти первый, лучший фильм, изменивший жанр слэшер и хоррор в целом — «Кошмар на улице Вязов».

 

Рейтинг: