Рейтинг 10 лучших фильмов по произведениям Г.П. Лавкрафта

Количество просмотров: 78

Время на чтение

Г.П. Лавкрафт – это имя, которое до сих пор вызывает трепет у любителей готического хоррора и фантастики. В начале XX века этот гениальный писатель создал свой неповторимый стиль, который раздвинул границы жанра, породив новые идеи и концепции, которые продолжают вдохновлять писателей по сей день. 

Его влияние ощущается в работах таких мэтров, как Стивен Кинг, Джон Карпентер, Гильермо Дель Торо и множества других. 

Лавкрафт известен своими мрачными историями о «космическом ужасе», где обитают чудовищные существа, такие как Дагон и, конечно же, всемогущий Ктулху. Именно благодаря Лавкрафту появился целый поджанр хоррора - «элдритч-хоррор», посвященный мистическим ужасам из космоса.

Хотя рассказы Лавкрафта поражают воображение и вызывают мурашки по коже, экранизировать их оказалось непростой задачей. Многие адаптации его произведений получились довольно слабыми, но некоторые из них заслуживают внимания. Если вам по душе мрачные истории, полные пугающей атмосферы и необычных сюжетов, то вот десять лучших фильмов по произведениям Лавкрафта, расположенных в порядке от самого лучшего к менее удачному.


Necronomicon / Книга мёртвых 1993

Режиссеры: Кристоф Ганс, Шусуке Канеко, Брайан Юзна

Фильм "Некрономикон: Книга мертвых" - это антология, которая переплетает несколько рассказов Лавкрафта с вымышленной историей самого писателя, которого играет Джеффри Комбс. Режиссеры взяли самые жуткие идеи Лавкрафта – воскрешение, бессмертие, космические ужасы – и разделили фильм на четыре части, каждую из которых сопровождает отдельная история. 

Не все части фильма одинаково хороши, некоторые, особенно последние две, довольно слабы. Актерская игра тоже неровная, но Дэвид Уорнер и Брюс Пейн выделяются своей игрой, а Комбс неплохо вжился в роль Лавкрафта.  

Несмотря на недостатки, "Некрономикон" затягивает своего зрителя благодаря увлекательному сюжету, пугающим спецэффектам и атмосфере низкобюджетного хоррора. Фильм вряд ли привлечет новых поклонников творчества Лавкрафта, но фанаты B-класса ужасов должны получить от него удовольствие.


Castle Freak / Урод в замке 1995

Режиссёр: Стюарт Гордон

"Урод в замке" - это довольно вольное переложение рассказа Лавкрафта "Постороннее", где американская семья переезжает в древний итальянский замок, не подозревая о мрачных тайнах, которые он скрывает. 

В главных ролях - Джеффри Комбс и Барбара Крэмптон, которые играют родителей, столкнувшихся с ужасающим существом, скрывающимся в замке. Это существо - результат многолетней изоляции и жестокости.

Идея фильма проста, а использование настоящего замка создает атмосферу мрачной тайны. Однако, психологическая составляющая и атмосфера отходят на второй план, уступая место безумному хаосу, крови и абсурду. Режиссер Стюарт Гордон явно не стремился к тонкости, предпочитая грубую силу и шок.

"Урод в замке" - это фильм на любителя, не все смогут оценить его специфический юмор и стиль. Но если вы хотите посмотреть фильм о доме с привидениями, полный безумных монстров и кровавых сцен, "Урод в замке" вполне может вам понравиться.


Воскресший / The Resurrected, 1992 

Режиссёр: Дэн О’Бэннон

"Воскресший" - это фильм ужасов, основанный на новелле Лавкрафта "Дело Чарльза Декстера Уорда", (кстати, именно с этого рассказа я начал знакомство с творчеством Лавкрафта) режиссером которого выступил Дэн О'Бэннон, известный по сценарию к фильму "Чужой". В центре сюжета - частный детектив Джон Марч (Джон Терри), который берется расследовать странное поведение Чарльза Декстера Уорда (Крис Сарандон), одержимого своим предком. 

По мере погружения в расследование Марч узнает жуткую правду: Уорд воскресил своего предка, колдуна, владеющего некромантией, и проводит ужасающие эксперименты по оживлению мертвых.

"Воскресший" - это фильм с амбициями, который пытается создать по-настоящему тревожную атмосферу, используя медленное развитие сюжета и постепенно раскрывая тайны. Но, к сожалению, фильм не раскрывает свой потенциал до конца. Не все актеры справляются со своей ролью, спецэффекты местами выглядят не очень убедительно, а финал несколько скомкан. Если вы хотите посмотреть более удачную адаптацию этой истории, обратите внимание на фильм Роджера Кормана "Дворец с привидениями".


Dagon / Дагон 2001

Режиссёр: Стюарт Гордон

"Дагон" - фильм Стюарта Гордона, снятый по мотивам одноименного рассказа и новеллы Лавкрафта "Тень над Иннсмутом". Молодая пара Пол (Эзра Годден) и Барбара (Ракель Мероньо) после несчастного случая на лодке оказываются в заброшенном приморском городке, где их встречают странные жители. 

Оказывается, эти люди поклоняются морскому божеству Дагону и обладают зловещими, напоминающими рыбьи, черты.

Несмотря на некоторые шероховатости, например, несколько неуклюжих диалогов и не самую лучшую актерскую игру, "Дагон" демонстрирует преданность Гордона творчеству Лавкрафта. Режиссер явно стремился передать всю жуть и ужас рассказов автора. 

"Дагон" - это фильм для любителей эльдрического хоррора, которые ценят атмосферу и мрачный тон. Хотя в нем есть несколько неловких моментов, "Дагон" - это достойная попытка экранизировать сложный и необычный мир Лавкрафта.


Whisperer in Darkness / Шепчущий во тьме 2011

Режиссёр: Шон Брэнни

"Шепчущий во тьме" - это фильм о профессоре фольклора Альберте Уилмарте (Мэтт Фойер), который отправляется расследовать странные события в сельской местности Вермонта. Он получает письмо от местного фермера, который утверждает, что обнаружил инопланетные артефакты. 

Уилмарт вскоре находит подтверждение существования инопланетных существ - Ми-Го, которые тайно действуют в этом районе. Они и их человеческие последователи планируют открыть портал на Плутон, где находится их адский аванпост.

"Шепчущий во тьме" - это фильм с небольшим бюджетом, снятый не студией, а Историческим обществом Г.П. Лавкрафта. Фильм не блещет масштабными спецэффектами, но актеры и съемочная группа делают все возможное, используя свои ограниченные ресурсы, и в итоге создают атмосферный фильм об эльдрическом ужасе. 

Фильм несколько легкомысленен и не претендует на серьезность, что проявляется и в игре Фойера, который временами словно посмеивается над стереотипным героем фильма ужасов.


In the Mouth of Madness / В пасти безумия 1994

Режиссёр: Джон Карпентер

"В пасти безумия" - это фильм, который не основан на одном конкретном рассказе Лавкрафта, а скорее черпает вдохновение из множества его произведений, используя его темы и стилистику. 

В центре сюжета - страховой следователь Джон Трент (Сэм Нилл), которому поручено найти пропавшего писателя ужасов Саттера Кейна (Юрген Прохнов). Трент обнаруживает, что книги Кейна приводят читателей к безумию, а вымышленные ужасы становятся реальностью. 

Это не самая лучшая работа режиссера Джона Карпентера, но фильм определенно отличается своей странностью и очарованием. Стиль фильма игривый, с интересным использованием флэшбэков и мета-сценами, которые создают саморефлексию. 

Сюжет не отличается особой оригинальностью, но становится все более странным и загадочным. Несмотря на свою неполноценность, фильм длится всего 95 минут, что делает его увлекательным.


From Beyond / Извне 1986

Режиссёр: Стюарт Гордон

"Извне" - это второй фильм Стюарта Гордона, который почти так же хорош, как его дебют. Ученые доктор Эдвард Преториус (Тед Сорел) и доктор Кроуфорд Тиллингхаст (Джеффри Комбс) изобретают устройство под названием "Резонатор", способное стимулировать шишковидную железу и открыть людям доступ к другим измерениям. 

Но эксперимент выходит из-под контроля, когда машина открывает портал в параллельную вселенную, полную ужасных, потусторонних существ.

"Извне"" выделяется среди ужасов 80-х годов своей яркой эстетикой и сатирой. Фильм наслаждает зрителя своей эксцентричностью, не стесняясь в жестокости и демонстрируя впечатляющее количество мерзких эффектов. 

Это Лавкрафт в стиле Роджера Кормана и Дэвида Кроненберга, который не просто хочет напугать, но и вызвать отвращение у зрителя. Сюжет, возможно, принадлежит другому сказочнику, но исполнение - это настоящая работа Гордона.


The Call of Cthulhu / Зов Ктулху 2005

Режиссёр: Эндрю Лиман

"Зов Ктулху" - это фильм, снятый с ограниченным бюджетом Историческим обществом Г.П. Лавкрафта, подобно фильму "Шепчущий во тьме". В центре сюжета - человек, который обнаруживает доказательства существования древней космической сущности, спящей на дне океана. 

Через несколько переплетенных историй мы узнаем о культе Ктулху, безумии, которое постигает тех, кто сталкивается с его влиянием, и надвигающемся ужасе пробуждения существа.

"Зов Ктулху" снят в стиле немого кино 1920-х годов, что создает атмосферу той эпохи, в которую писал Лавкрафт. Такой подход добавляет фильму уникальность и привлекательность. 

Актеры и съемочная группа создали из, казалось бы, невозможного для экранизации произведения, аккуратный и экспериментальный фильм. Несмотря на свою короткую продолжительность - всего 47 минут - в фильме больше очарования, чем во многих полнометражных экранизациях Лавкрафта. Страсть создателей к творчеству автора очевидна и заразительна.


Color Out of Space / Цвет из иных миров 2019

Режиссёр: Ричард Стэнли

"Цвет из иных миров" - это фантастический фильм, где Николас Кейдж играет роль Натана Гарднера, обычного человека, жизнь которого переворачивается после падения метеорита рядом с его фермой. Метеорит испускает странный, потусторонний свет, который начинает заражать все вокруг, искажая реальность и доводя семью Гарднера до безумия.

Фильм мог бы легко стать провальным проектом, но вместо этого получился ловким и захватывающим. История интересная, хотя и не нова. Кейдж отлично справляется со своей ролью, балансируя между правдоподобностью и театральностью. Но настоящим украшением фильма стали визуальные эффекты. 

По мере распространения странного света окружающая среда, животные и люди претерпевают ужасающие изменения, которые реализованы с помощью впечатляющей операторской работы и компьютерной графики. Другими словами, режиссер Ричард Стэнли и его команда установили новый стандарт для современных адаптаций сложных и захватывающих произведений Лавкрафта.


Re-Animator / Реаниматор 1985

Режиссёр: Стюарт Гордон

"Ре-Аниматор" - это настоящий бриллиант среди комедийных ужасов 80-х годов. Это одна из лучших экранизаций произведений Лавкрафта. Джеффри Комбс играет свою лучшую роль - студента-медика Герберта Уэста, который создает сыворотку, способную воскрешать мертвых. Но ожившие трупы оказываются не такими послушными, как он рассчитывал: они неуправляемы, жестоки и даже обладают сверхчеловеческими способностями.

Это безумно энергичный фильм, который держится на мрачно-комическом таланте Комбса и восхитительно жутковатых спецэффектах. Макабрический юмор пронизывает всю картину, что особенно заметно в культовой сцене с ожившей обезглавленной головой. 

Впечатляет, как много хаоса Гордону удалось уместить в 86 минут. "Ре-Аниматор" стал культовым фильмом и занял почетное место в истории малобюджетного ужаса.

А какие у вас любимые экранизации по мотивам Говарда Лавкрафта?

Рейтинг: