
Количество просмотров: 110
«Сияние» может показаться типичной историей о доме с привидениями, но на самом деле это нечто большее. Фильм рассказывает о Джеке, который нанимается смотрителем в отель на зиму. Его предупреждают об изоляции и ужасах, которые видели стены отеля. Несмотря на это, он переезжает в отель «Оверлук» вместе с семьёй. С момента их прибытия Джек начинает вести себя странно. Уже известно, что он — жестокий муж, который не сильно уважает свою жену и равнодушен к сыну. Его эмоции кажутся слишком абстрактными для обычного человека. Очевидно, что с Джеком что-то не так, и чем дольше он остаётся в отеле, тем более неадекватным становится. В то же время его сын Дэнни, обладающий экстрасенсорными способностями, он чувствует, что в отеле происходит что-то зловещее.
Ситуация принимает мрачный оборот, когда дух мистера Грейди (человека, который убил свою семью, работая также смотрителем) убеждает Джека сделать то же самое. Джек пытается последовать его совету, но его жена и сын успевают сбежать, оставив Джека замерзать в лабиринте. Хотя финальный поворот кажется сложным, фильм постепенно подводит к нему с самого начала.
Что произошло в конце «Сияния»?

Финал фильма оставляет зрителей в замешательстве: в последней сцене показывается старая фотография 1921 года, на которой изображён Джек Торранс. Этот поворот заставляет задуматься о том, кто такой Джек на самом деле и что произошло в отеле «Оверлук». Он призрак? Как он мог оказаться в отеле почти 60 лет назад? Фильм оставляет много вопросов, и за годы появилось множество теорий.
Фильм намекает, что Джек уже бывал в отеле. В начале, когда семья приезжает в «Оверлук», Джек упоминает, что испытывает дежавю, будто знает каждый коридор. Фотография подтверждает, что он действительно был в отеле в 1921 году. Хотя логически сложно объяснить, как Джек мог оказаться там до своего рождения, ясно, что фильм не связан с путешествиями во времени, так как это не научная фантастика. Вместо этого «Сияние» — это психологический триллер с элементами сверхъестественного.
Что говорил Стэнли Кубрик о финале?

С учётом призраков, живого отеля и способностей Дэнни, можно объяснить, почему существует два Джека. Он может быть двойником своего прошлого «я» или призраком, который был мёртв всё это время. Также возможно, что отель поглотил его, и теперь его дух живёт на фотографии. Фанаты предлагали множество теорий, но режиссёр Стэнли Кубрик дал официальное объяснение.
По словам Кубрика, фотография в бальном зале намекает на «реинкарнацию Джека». Это объясняет его дежавю и то, что призраки узнают его. Переход между прошлым и настоящим в баре также создаёт эффект наложения времён. Идея реинкарнации перекликается с мыслью Ричарда Холлорана о том, что ужасные события оставляют след. С точки зрения реальности, Джек пытается не быть таким же жестоким, как его отец, но изоляция, травмы и алкоголизм приводят его к убийству. Он становится одним из тех, кто сходит с ума в стенах отеля, и даже его жена Венди не может избежать влияния изоляции. Финальная сцена с фотографией добавляет загадочности, но не меняет основной идеи фильма.
Изначально у «Сияния» был другой финал

Кубрик изменил концовку через неделю после премьеры, но оригинальный финал мог бы пролить другой свет на фотографию 1921 года. В удалённой сцене менеджер отеля Стюарт Уллман навещает Венди и Дэнни в больнице и сообщает, что тело Джека не найдено. Уходя, он даёт Дэнни тот самый теннисный мяч, который привёл его к комнате 237. Если бы эта сцена осталась, можно было бы предположить, что Джек был призраком, чьей целью было заманить Дэнни в отель, чтобы мальчик присоединился к другим душам. Этот альтернативный финал сделал бы Дэнни главной целью и объяснил бы загадку фотографии.
Почему Кубрик изменил концовку Стивена Кинга?

В романе Стивена Кинга никто, кроме Джека, не пострадал. Джек, одержимый злым духом, пытается причинить вред своей семье, но в последний момент приходит в себя и спасает сына. Отель взрывается, уничтожая Джека и прекращая цикл насилия. Однако в фильме зловещее проклятие отеля продолжает существовать.
Исполнительный продюсер Ян Харлан и сценарист Дайан Джонсон рассказали, что Кубрик изменил концовку, потому что не хотел использовать клише со взрывом. Он считал, что финал должен быть визуально и метафорически интереснее. Кубрик настаивал, что в фильме ужасов кто-то должен умереть, и этим человеком стал добрый повар Ричард Холлоран. Фотография стала единственным элементом, который команда оставила с самого начала.
Харлан вспоминал, что Кубрик никогда не объяснял свои решения, говоря: «Я ничего не объясняю. Я сам этого не понимаю. Это фильм о привидениях!» Именно эта загадочность сделала «Сияние» культовым. Фильм Кубрика не сосредоточен на призраках, а исследует сложные отношения отца и сына и события, которые пугают до глубины души.