
Количество просмотров: 64
Культовому фильму «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» исполняется 25 лет. Как создавался самый правдоподобный фильм ужасов XX века
30 июля отмечается четверть века с момента выхода фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» — культового ужастика, который сделал жанр «найденной пленки» невероятно популярным и показал, что отличное кино можно сделать без больших затрат. Несмотря на то, что последующие продолжения были прохладно восприняты зрителями, оригинальная «Ведьма из Блэр» остается эталоном для современных ужасов. Это заслуга не только грамотной маркетинговой кампании, но и уникального метода съемок, основанного на импровизациях актеров и режиссеров.

В честь юбилея легендарной ленты расскажем, как создавался фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света».
В конце 90-х годов кинематограф стал доступен широкому кругу людей благодаря развитию технологий: дешевые видеокамеры дали возможность талантливым независимым режиссерам реализовать свои идеи без поддержки крупных продюсеров. Появление подобного проекта, как «Ведьма из Блэр», было лишь вопросом времени. Один из режиссеров, Дэниэл Мирик, выросший в лесах Флориды, долгое время разрабатывал 35-страничный сценарий «Курсовой с того света». Основная идея заключалась в съемках от первого лица и монтаже из полученных материалов. Хотя сценарий описывал события, диалоги и монтаж были отданы на откуп импровизации актеров, хотя и находились под строгим надзором режиссера.
Встреча с Эдом Санчесом, учившимся вместе с Мириком в Университете Центральной Флориды, подтолкнула к созданию мечтаемого проекта. Требовалось только найти финансирование и собрать актерский состав. Начинающие режиссеры провели необычный кастинг, на котором просили претендентов сыграть условно-досрочное освобождение. Изначальная концепция трех студентов мужского пола была изменена после появления актрисы Хизер Донахью, которая произвела впечатление на отборе и получила главную роль.
Однако близкие Донахью сомневались в участии Хизер в подобном проекте, боялись, что это может оказаться дешевым снафф-фильмом. Сомнения усугублялись условиями съемок, проходившими восемь дней в лесах Мэриленда. Семья Донахью обратилась к знакомому Джошуа Леонарду, который согласился участвовать в фильме. Третий актёр, Майкл С. Уильямс, присоединился благодаря любви к импровизации и кемпингу.
Съемочная группа из 10-15 человек расположилась в доме в Джермантауне на базе, организованной Эдом и его девушкой. Работали круглосуточно: днем Мирик и Санчес направляли актеров с помощью GPS, указывая на места ключевых событий. На каждом месте были флажки с режиссерскими инструкциями, напитками и едой. Ночью режиссеры создавали жуткие звуки с помощью бумбоксов и тревожили актеров в их палатках.
База для съемок располагалась в доме в Джермантауне, который Эд делил со своей девушкой. В съемочной группе насчитывалось 10-15 человек: кто-то спал на кроватях, а кто-то на полу. Свободного времени практически не было, так как съемочный процесс шел непрерывно. Днем режиссеры Мирик и Санчес направляли актеров, находящихся в лесу, с помощью GPS, отмечая места для ключевых сцен флажками и оставляя там ящики с режиссерскими указаниями, едой и напитками. Ночью они включали бумбокс, создавали пугающие звуки и будили актеров, вытаскивая их из спальных мешков.

Еще во время кастинга режиссеры предупредили актеров о суровых условиях съемок. На листовке было написано: «Вы, вероятно, столкнетесь с физическими неудобствами, но вам никогда не будет угрожать опасность. Съемки будут преимущественно на улице, если вы к этому не готовы, не проходите прослушивание». Тем не менее, Хизер Донахью, Джошуа Леонард и Майкл Уильямс не ожидали таких трудностей и объемов самостоятельной работы. Перед съемками каждый из них прошел курс выживания в лесу с продюсером Греггом Хейлом, бывшим военным. Режиссеры также научили актеров работать с камерами, так как большую часть сцен они снимали сами. Основная часть фильма снималась на автоматизированные камеры Hi8. Майк прослушал курс по настройке звука с помощью DAT-аппарата. Перед началом съемок актеров провели по окрестностям Мэриленда, рассказали историю штата и познакомили с местной мифологией, особенно это касалось Хизер, которая должна была стать экспертом по ведьме из Блэр.
В первые дни съемок Санчес и Мирик тщательно отслеживали передвижения актеров, но вскоре те остались предоставлены самим себе. Актеры должны были добираться до обозначенных GPS точек и распаковывать ящики с индивидуальными режиссерскими заметками, делиться содержанием которых было запрещено. Инструкции часто противоречили друг другу, создавая дополнительное напряжение: например, Хизер должны была упорно настаивать на съемках документалки, в то время как Джошу велели уговорить группу вернуться домой.
Актеры восемь дней жили в лесу, спали, умывались, посещали туалет. Их обеспечение едой и водой полностью зависело от режиссеров, которые намеренно урезали пайки. Для экстренных случаев было придумано стоп-слово «тако», быстро ставшее ненавистным. Непогода и дефицит пищи серьезно сказались на психике команды. Ночные «появления» ведьмы строго следовали сценарию и репетировались заранее. Основным испытанием был ночной холод и необходимость показывать неподдельный страх в кадре. Как часто бывает, самые настоящие страдания остались за кадром.
Необычный актерский опыт Донахью, Леонарда и Уильямса кажется чем-то особенным — многие знаменитости, такие как Дэниэл Дэй Льюис, Леонардо ДиКаприо или Хоакин Феникс, возможно, с радостью бы приняли такой вызов для проверки своих способностей. Недавно актеры оригинальной «Ведьмы из Блэр» обратились с открытым письмом к компании Lionsgate, требуя компенсационных выплат, которые они могли бы получить через Гильдию актеров США. Они объяснили свое требование тем, что на момент съемок они были молоды и не имели должной юридической поддержки, а гонорары за съемки оказались крайне малы. Как завершатся их судебные разбирательства со студией, покажет время. Однако, это никоим образом не подорвет репутацию «Ведьмы из Блэр» как одного из самых реалистичных фильмов ужасов прошлого века.
