
Количество просмотров: 38
Игра Хью Гранта в фильме «Еретик» заслуживает всех похвал критиков, но стоит отметить и общее качество постановки — от сценария до музыкального сопровождения. Зловещий мистер Рид, в исполнении Гранта, удерживает в плену мормонских миссионеров — сестёр Барнс и Пакстон (Софи Тэтчер и Хлоя Ист) — и заставляет их пересмотреть свою веру, предлагая им пугающую альтернативу.
Сценаристы и режиссёры Скотт Бек и Брайан Вудс постарались сделать теологические аргументы Рида понятными и близкими, основывая их на вещах, которые вызывают доверие — настольных играх и музыке. В сочетании с известным обаянием Гранта это помогает зрителям лучше понять, как его персонаж вовлекает других в свои изощрённые умственные игры. Бек и Вудс пошли ещё дальше, использовав музыку в «Еретике» для усиления темы повторения — но не так, как вы могли бы ожидать. Песня, звучащая в финальных титрах, не обсуждается в самом фильме, но если углубиться в её историю, выбор становится более значимым, чем кажется на первый взгляд.
Использование музыки и «Монополии» для разговора о религии в «Еретике»
Главная цель Рида в фильме — внушить сёстрам Барнс и Пакстон его искажённую интерпретацию не только их мормонской веры, но и религии в целом. Он начинает с того, что связывает свои теории с элементами поп-культуры — настольными играми и музыкой. Идеи Рида о религии базируются на концепции повторения: всё, во что верят религиозные группы, является лишь бледной копией того, что было раньше. Он сравнивает религию с «Монополией», отмечая, что идея этой игры была заимствована из другой, уже забытой, и что «Монополия» породила множество вариаций.
Кроме того, Рид использует песню «The Air That I Breathe» группы The Hollies, чтобы подкрепить свои аргументы. Он несколько раз проигрывает эту композицию для сестёр, а затем объясняет, что группа Radiohead использовала ту же мелодию и структуру для своей песни «Creep». The Hollies подали в суд на Radiohead за плагиат, и в итоге получили авторские отчисления и признание в качестве соавторов.
Позже Рид ставит девушкам «Creep», но также упоминает, что Radiohead сами пытались получить авторские права на песню Ланы Дель Рей «Get Free» из-за её сходства с «Creep». Интересно, что одна группа заимствует у другой, но это не совсем подтверждает логику Рида. Можно сказать, что именно конфликт между Дель Рей и Radiohead подчёркивает мысль Рида о том, что ничего оригинального не существует, включая современные религии.
Однако удивительно, что Рид не проигрывает «Get Free» в фильме, и эта песня не звучит даже в финальных титрах, где она могла бы стать логичным завершением темы. Вместо этого создатели фильма выбрали кавер Софи Тэтчер на песню Боба Дилана «Knockin’ On Heaven’s Door» для заключительных титров. Это может показаться неожиданным выбором, учитывая значимость «Get Free» в контексте фильма, но если разобраться глубже в истории этой песни, становится понятно, почему именно она была использована.
Софи Тэтчер исполняет песню в финале «Еретика»
В беседе с журналом Rolling Stone Софи Тэтчер рассказала о своём участии в записи песни «Knockin’ On Heaven’s Door» для фильма «Еретик». Режиссёры Скотт Бек и Брайан Вудс обратились к ней с этим предложением по электронной почте. До этого она была знакома лишь с версией Боба Дилана, хотя композиция неоднократно перепевалась различными артистами, включая Guns N’ Roses. Этот факт соотносится с тематикой фильма, где повторение играет ключевую роль. Однако такой кавер не столь показателен, как пример с песнями The Hollies, Radiohead и Ланы Дель Рей, обсуждаемый в фильме. Кавер по своей природе не является оригинальной работой, в то время как упомянутые музыканты стремились создать собственные уникальные песни.
Тем не менее, исполнение Тэтчер — это не просто кавер. Она включила в него элементы другой композиции — «Fade Into You» группы Mazzy Star. В интервью Софи отметила: «Это было хитро задумано и прекрасно сработало в финале фильма, придав ему завершённость». Она также упомянула, что они старались передать «мрачное, горько-сладкое ощущение» концовки, которую она описала как «двусмысленную».
Если бы «Knockin’ On Heaven’s Door» была исполнена как обычный кавер, это могло бы показаться слишком прямолинейным для религиозных тем фильма и, возможно, было бы менее удачной заменой более сильному примеру повторения с «Get Free». Однако Бек и Вудс пошли дальше, интегрировав «Fade Into You» в композицию, и в результате создали версию, отражающую как религиозные мотивы, так и тему повторения в «Еретике».