
Количество просмотров: 29
Когда мы оглянемся на этот период голливудских фильмов и решим, какие ребуты и ремейки действительно заслуживают того, чтобы остаться в памяти, «Человек-невидимка» Ли Уоннелла точно будет в их числе. После того как попытка Universal создать кинематографическую вселенную провалилась, хоррор 2020 года показал, что классические монстры могут предложить не только узнаваемость бренда. Фильм нашел в оригинале 1933 года то, что резонирует с современностью, и использовал это для создания пугающих моментов. Я помню, как после просмотра сразу же советовал его друзьям.

Спустя пять лет Уоннелл возвращается с новой адаптацией классического монстра Universal — «Человек-волк». Как и в предыдущем фильме, он переносит историю в современность и радикально переосмысливает её, хотя переход получился не таким гладким. Фильм напряжённый и увлекательный, с креативными деталями, которые демонстрируют, на что способен режиссёр с высококонцептуальной хоррор-идеей. Однако ему не хватает тематической ясности предшественника, а значит, и запоминаемости. Если «Человек-невидимка» был явным шагом вперёд после техно-триллера Уоннелла «Апгрейд» (2018), то «Человек-волк» — в лучшем случае движение в сторону.

Фильм начинается в Орегоне 1990-х годов, где мы знакомимся с отцом и сыном, живущими в относительной изоляции в глуши. Их жизнь строго контролируется: отец-выживальщик одержим защитой сына от опасностей мира, а мальчик, кажется, больше всего боится самого отца. Ребёнок вырастает в Блейка в исполнении Кристофера Эбботта, нашего главного героя.
Однажды, охотясь в лесу, юный Блейк замечает в прицеле что-то очень похожее на оборотня. Он и его отец ненадолго становятся объектом преследования, они быстро находят укрытие в охотничьей вышке, так и не встретившись лицом к лицу со странным зверем. Хотя отец Блейка пытается скрыть это, он уверен, что это был пропавший недавно турист, который якобы заболел загадочной болезнью — состоянием, известным местным индейцам как «Лик Волка». Отец полон решимости выследить его.
Этот пролог задаёт тон фильму. Уоннелл даёт нам ключ к пониманию его интерпретации монстра: центральной метафорой становится токсичная мужская опека. Кроме того, он создаёт уникальное место для своего фильма в традиции фильмов об оборотнях. Поскольку «Человек-волк» не стремится быть учебником по лору, он быстро устанавливает правила. Этот оборотень явно относится к двуногой разновидности, больше «человек», чем «волк». А дневная встреча исключает полнолуние как фактор — превращение не циклическое и не временное.
Когда действие переносится в современный Нью-Йорк, Блейк уже давно порвал связи с отцом. Он женат на Шарлотте (Джулия Гарнер), журналистке, и в основном занимается воспитанием их дочери Джинджер (Матильда Фёрт). У Блейка и дочери близкие, тёплые отношения, хотя его детство оставило шрамы. Он боится напугать её так же сильно, как боится за неё. Его брак, тем временем, даёт трещину. Любовь ещё есть, но ему и Шарлотте становится всё сложнее находить общий язык.
Когда история начинается, сцена готова для трагедии. Блейк получает письмо, подтверждающее, что его давно пропавший отец официально признан мёртвым. Он уговаривает семью провести лето в Орегоне, разбирая вещи отца и показывая им дом своего детства, который он не видел много лет. После нападения они оказываются в шоке, а Блейк вдобавок получает царапину. Когда они добираются до дома, Блейк защищает семью от зверя снаружи, но мы знаем, что рано или поздно он сам станет угрозой.

В «Человеке-волке» можно выделить два аспекта, которые стоит рассматривать отдельно. С одной стороны, это фильм о существах, и главный вопрос для многих зрителей — удалось ли ему доставить острые ощущения. Я бы сказал, что да. Крупные, насыщенные адреналином сцены сняты плотно, а Джулия Гарнер передаёт настоящий ужас. Постепенное превращение, с точки зрения эффектов, сработало, хотя мне хотелось бы, чтобы аспект боди-хоррора был раскрыт глубже. Не ждите уровня «Мухи» или «Американского оборотня в Лондоне» (хотя звуки от оборотня — явная отсылка к последнему).
Настоящая ценность фильма в этой сфере заключается в демонстрации перспективы Блейка, которую мы периодически наблюдаем по мере его изменений. Уоннелл показывает талант в творческом использовании формы для отражения содержания, и то, что он делает с визуальным и звуковым дизайном в эти моменты, действительно круто. В сочетании с физической игрой Эбботта это становится интересным вкладом фильма в канон об оборотнях.
Под всем этим жанровым слоем лежит драма. Превращение Блейка — это сверхъестественное воплощение его родительских инстинктов, становящихся вредными. Неслучайно живописная поездка семьи в отдалённый домик визуально перекликается с путешествием семьи Торрансов в «Оверлук» из «Сияния». Увлекательная идея, конечно, и сильная основа для переосмысленной истории об оборотнях. Но её можно было, и, возможно, нужно было, развить гораздо дальше.
«Человек-волк» в итоге оказывается довольно мягким. Блейк — однозначно трагическая фигура, и лучшие моменты драмы — когда мы видим, что все три персонажа осознают растущую пропасть между ними, но всё равно не могут её предотвратить. Игра Гарнер — сердце фильма, и если бы история была рассказана полностью с её точки зрения, я думаю, это добавило бы тот слой сомнений, которого иногда не хватает. Но Блейк никогда не обладал той благонамеренной коварностью, которую мы чувствуем в его отце в прологе.
Это, я считаю, вопрос выравнивания. Часть того, что делает «Сияние» таким пугающим, — это то, что даже с призраками и алкоголем зло Джека кажется внутренним. В «Человеке-волке» метафора оборотня должна была иметь такую же силу, но даже если тело Блейка меняется, его ликантропия всегда ощущается как внешняя сила. Более тематически убедительная версия разворачивалась бы полностью в прологе, с отцом Блейка, наблюдающим, как его гипер-опека перерастает во что-то ужасное. В текущем виде метафора подходит неидеально, и эмоциональный укус фильма оставляет желать лучшего.
Фильм вышел в прокат 17 января.
