Количество просмотров: 167
Франшиза «Заклятие», созданная Джеймсом Ваном и породившая множество ночных кошмаров, подходит к концу... или, по крайней мере, так обещает название новой части — «Заклятие: Последние обряды», режиссёром которой выступил Майкл Чавес. Сюжет основан на реальных демонических расследованиях Эда и Лоррейн Уоррен, супружеской пары, известной своими спорными расследованиями сотен предполагаемых паранормальных случаев по всей Америке. Их карьера стала настоящим кладезем для сюжетов, благодаря чему франшиза стала самой прибыльной в жанре ужасов, несмотря на то, что самое известное дело Уорренов в Амитивилле, лишь мелькает в фильмах и не является центральным (его можно увидеть в «Заклятии 2»).
«Последние обряды» завершают карьеру Уорренов, предлагая интересный задел для возможных продолжений и демонстрируя отличную семейную динамику и актёрскую игру, но при этом фильм уступает в пугающих моментах и темпе повествования. В момент, когда франшиза должна представить своего самого запоминающегося злодея, она, напротив, предлагает наименее проработанного антагониста за всю историю.
Успех франшизы во многом связан с влиянием Джеймса Вана, создателя «Пилы» и «Астрала» (последний, кстати, тоже с Патриком Уилсоном, но не связан с «Заклятием»). Как и в «Астрале», в «Заклятии» центральное место занимает семейная тематика, что работает на два фронта. Во-первых, это основано на вымышленной версии семейной мифологии Уорренов как охотников на сверхъестественное (при этом в реальной жизни против Эда Уоррена выдвигались серьёзные обвинения). Во-вторых, семейные отношения являются ключевыми в кризисах, поскольку большинство их дел связаны с семьями, страдающими от паранормальных явлений. Кроме того, франшиза подарила нам запоминающихся сверхъестественных злодеев: Валак, демон в образе монахини, жуткий Скрюченный человек, кукла Аннабель и других, которые стали настоящим кошмарным символом. В итоге, «Последние обряды» должны были соответствовать большому наследию и множеству характерных элементов.
В фильме «Заклятие: Последние обряды» Уоррены сталкиваются с одним из своих старейших врагов. Начинается всё с воспоминания о первом деле, молодая Лоррейн (Мэдисон Лоулор), будучи беременной Джуди, расследует пугающее дело, связанное с зеркалом, вместе с молодым Эдом (Орион Смит). Прикосновение к зеркалу приводит к трещине и страшному видению. После рождения ребёнка пара опасается за её жизнь, пока младенец не начинает плакать после молитвы. Переносимся в 1986 год, Уоррены фактически ушли на пенсию из-за проблем со здоровьем Эда и постоянной угрозы со стороны могущественных духов, желающих их смерти. Когда Джек (Эллиот Коуэн) и Джанет (Ребекка Калдер) Смурл приносят домой новое зеркало, начинается череда пугающих сверхъестественных событий. Уоррены втягиваются в это дело, несмотря на опасения их взрослой дочери Джуди (Миа Томлинсон) и её жениха Тони (Бен Харди). Им предстоит помочь Смурлам в деле, тесно связанном с их первым расследованием и, возможно, последним.
В фильме много сильных актёрских работ, задающих основу для возможного спин-оффа. Патрик Уилсон и Вера Фармига, начавшие франшизу как опытные актёры, с каждой частью показывают всё большую усталость от своей страшной работы. Фармига демонстрирует одну из самых тонких своих ролей, показывая, как экстрасенсорные способности Лоррейн истощают её, особенно учитывая растущие способности дочери. Уилсон играет Эда сдержанно, показывая физическую усталость и внутреннюю борьбу, что создаёт интересный контраст с Лоррейн. Их химия остаётся сильной, отражая многолетние отношения. Миа Томлинсон в роли Джуди приносит теплоту и убедительную храбрость, сталкиваясь с растущими сверхъестественными угрозами и своими способностями. Её взаимодействие с Беном Харди, играющим её незнакомого с этим миром жениха, наполнено искренностью и потенциалом для отдельного сюжета. Молодые Эд и Лоррейн, сыгранные Орионом Смитом и Мэдисон Лоулор, отлично передают характеры своих старших версий.
Однако по части пугающих моментов и угроз «Последние обряды» значительно уступают первым двум фильмам франшизы. Это более медленный фильм, который долго набирает обороты, а после начала всё равно содержит значительные провалы между страшными сценами. Хотя есть несколько действительно удачных моментов, включая классическую сцену с Аннабель и несколько удачных скримеров, центральная угроза фильма остаётся недостаточно раскрытой. В фильме много разных злодеев, хорошо проработанных и исполненных, но главный демонический персонаж остаётся загадочным и появляется лишь в кратких тенях и намёках. Несмотря на постоянное упоминание его опасности, фильм упускает шанс создать ещё одного культового злодея.
Одной из сильных сторон франшизы всегда была галерея сверхъестественных антагонистов с яркой внешностью и уникальными чертами, например, Валак с запоминающимся обликом в исполнении актрисы Бонни Ааронс, демон с козлиной мордой «Проклятья Аннабель», и, конечно, ведьма Батшеба. В «Последних обрядах» же главный демон остаётся малоизученным и появляется лишь в отрывках, что разочаровывает.
«Последние обряды» — лучший фильм Майкла Чавеса в серии «Заклятие», но он всё же уступает работам Джеймса Вана. Фильм отлично передаёт семейные отношения, возвращаясь к началу франшизы и связывая все части в единое целое. Актёры, как новые, так и старые, справляются с этим блестяще. Фильм также развивает сюжетные линии, связанные с Аннабель и способностями Джуди, что обещает интересное развитие персонажа. Есть действительно страшные моменты и запоминающиеся визуальные сцены, которые могут остаться в памяти наряду с лучшими моментами предыдущих фильмов. Тем не менее, фильм сравнительно медленный и менее пугающий, чем первые две части, что не совсем соответствует статусу завершающей части франшизы. Ещё хуже то, что главный злодей, несмотря на постоянное нагнетание, раскрывается слишком мало. В целом, «Последние обряды» превосходят другие фильмы Чавеса во вселенной «Заклятия», такие как «Заклятие 3: По воле дьявола», «Проклятие монахини 2» и «Проклятие плачущей», но всё же не дотягивают до уровня оригинальных фильмов Джеймса Вана.