Фильм, который нарушает все правила ужасов

Количество просмотров: 41

Время на чтение

Часто самые эффективные фильмы ужасов — те, которые позволяют нашему воображению создавать страх. Например, такие фильмы, как «Челюсти» и «Ведьма из Блэр», стали успешными частично потому, что они либо скрывали своих монстров, либо вовсе их не показывали. Когда же хоррор часто демонстрирует своего монстра, это может снизить уровень страха у зрителей. Вместо того чтобы представлять нечто гораздо более ужасное, мы видим существо, которое не соответствует тем страхам, которые создали в своём сознании.

Однако аргентинский фильм 2017 года «Оцепеневшие от страха» режиссёра Демиана Рунья («Одержимые злом») нарушает это правило. Вместо того чтобы прятать своих монстров во тьме, он позволяет нам увидеть их полностью. И это не вредит фильму: благодаря феноменальным спецэффектам созданные существа оказываются даже более пугающими, чем наше воображение. Есть сцена в фильме, где по сюжету практически ничего не происходит, но она является одним из самых страшных моментов в современном кино ужасов.

Сюжет - самая слабая часть фильма.

Действие фильма разворачивается в Буэнос-Айресе. После того как несколько людей сталкиваются с необъяснимыми сверхъестественными явлениями, были вызываны специалисты по паранормальному. Такой сюжет уже использовался в кино не раз, но именно в исполнении фильма «Оцепеневшие от страха» он приобретает особую силу. 

Это визуально насыщенный фильм, где главное — подготовка и её воплощение. Режиссёр Демиан Рунья создаёт тревожную атмосферу, позволяя напряжению нарастать, а затем взрывает его шокирующими сценами. Напряжение не ослабевает ни на минуту, и зритель никогда не знает, сколько времени продлится ожидание — закрутит ли Рунья пружину скримеров на несколько секунд или задержит на несколько минут, прежде чем выпустить страх наружу. Эта неопределённость является неотъемлемой частью при просмотре.

Примером этого служит уже первая сцена фильма. Женщина по имени Клара рассказывает своему мужу Хуану, что слышит странные звуки, исходящие из стока кухонной раковины. Позже она покидает комнату, и Хуан начинает слышать громкий стук в стенах, который не прекращается. Он раздражается, думая, что это шумит невоспитанный сосед за стеной. Однако по мере того, как напряжение растёт и стук продолжается, Хуан обнаруживает источник звука — и эта находка шокирует его до глубины души.

Образы существ делают фильм «Оцепеневшие от страха» незабываемым.

Фильм поражает первоклассными спецэффектами, основанными главным образом на практических приёмах, хотя в нём есть и несколько удачных CGI-эффектов. Такое сочетание необходимо, потому что этот фильм намерен показать зрителю всё, что у него есть, не пряча ничего. В то время как некоторые качественные ужастики скрывают своих монстров, жанр полон раздражающих примеров, где пытаются одновременно и скрыть, и показать своих монстров. Если вы любитель хорроров, вам наверняка знакомы такие приёмы: персонаж бродит в темноте, музыка усиливает напряжение, намекая, что рядом монстр, и вдруг существо внезапно выскакивает для быстрого испуга. Это дешёвый приём, который пугает не самим монстром, а эффектом неожиданности.

«Оцепеневшие от страха» запоминается тем, что избегает таких клише. Режиссёр Демиан Рунья регулярно показывает своих монстров, и их дизайн и появление на экране настолько поразительны, что это действительно одни из лучших эффектов в современных фильмах ужасов.

В фильме представлено несколько монстров. Один из них прячется под кроватью и выползает ночью, когда человек сверху спит. Есть и другой, который выползает из стены. В одной прекрасно снятой длинной сцене мы видим существо, которое медленно приближается к камере, постепенно оказываясь в радиусе нашего зрения. Но самый пугающий монстр — это труп маленького мальчика, которого насмерть сбил автобус. Его образ настолько реалистичен, что он выглядит как настоящий труп перед нами, а не искусственно созданная кукла.

В фильме есть несколько хорошо заработанных элементов страха

Фильм мастерски использует приёмы резкого испуга («джамп-скеры»). В начальной сцене стук продолжается настолько долго, что начинает действовать на нервы. Когда Хуан решает заглянуть за дверь, нас ждёт внезапный испуг, но он вполне заслужен и оправдан. В другой впечатляющей сцене персонаж смотрит ночью в окно и замечает существо в окне напротив, наблюдающее за ним. Многие фильмы ужасов сразу бы использовали резкий скример, но «Оцепеневшие от страха» выдерживает паузу, держа сущность в тени. Он то появляется, то исчезает; снова мелькает и пропадает, а затем — БАХ! Мы знаем, что это случится, но непредсказуемое время появления сбивает наши ожидания.

Несмотря на удачные моменты резкого скримера, самая тревожная сцена в фильме — это та, где почти ничего не происходит. Однажды упомянутый ранее погибший мальчик встаёт из могилы и возвращается домой, но это не фильм про зомби. Вместо этого его тело находят сидящим за кухонным столом у матери. Мы видим окровавленные следы, разодранные пальцы, которыми он пытался выбраться из гроба, и даже тарелку с хлопьями и стакан молока перед ним, но мальчик совершенно неподвижен. Камера долго фиксирует его, пока персонажи наклоняются ближе, а мы, зрители, откидываемся назад, ожидая резкого эффекта скримера. Но ничего не происходит, и это ощущение становится просто невыносимым. В рейтинге «101 самый страшный момент фильмов ужасов всех времён» от сервиса Shudder эта сцена заняла 66-е место.

Если вы ищете фильм ужасов с глубокой проработкой мира и запоминающимися персонажами, возможно, найдутся варианты лучше, чем «Оцепеневшие от страха». Но если вам нужен фильм, который станет настоящим топливом для кошмаров, то «Оцепеневшие от страха» — именно то, что нужно. Его название отражает признание одного из персонажей: «Я до смерти испуган».

Посмотрите его — и вы почувствуете то же самое.

Рейтинг: