
Количество просмотров: 312
Сон давно стал одной из ключевых тем в хоррорах. Это состояние, в котором мы наиболее уязвимы и дезориентированы. На экране сон стал пугающим ещё в 1920-х годах, начиная с немецкого экспрессионизма. В "Кабинете доктора Калигари" показан зомбированный лунатик, а в "Носферату" (включая версию 2024 года от Роберта Эггерса) вампир использует сон для манипуляций и своих психологических атак. С тех пор тема сна проникла почти во все поджанры хоррора.
В слэшере "Кошмар на улице Вязов" Фредди Крюгер охотится на подростков в их снах, угрожая хрупкости детства. В жанре найденной плёнки (found footage) "Паранормальное явление" герояня Кэти страдает от нарушений сна из-за демонической сущности, связанной с её семьёй. В фильмах вроде "Ужас Амитивилля" сон и пробуждение становятся метафорой страха перед домашним насилием. В серии "Астрал" сон — это дверь для злых духов, а параллели с психическими расстройствами и семейными травмами достигают кульминации в последней части, "Астрал: Красная дверь".
В фильме "Спи" (2023) режиссер Джэ-сон Ю выводит эти темы на новый уровень. В отличие от других фильмов, где браки рушатся за кадром или одержимость используется как метафора домашнего насилия, "Спи" наслаивает уязвимые состояния друг на друга. Смешивая черную комедию с типичными элементами корейского хоррора — семейной трагедией, психологическим ужасом и социальными проблемами, — фильм изображает лунатизм и демоническое присутствие с двусмысленностью, которая заставляет даже самых закаленных фанатов хоррора умолять о пощаде.

Хён-су (Ли Сон-Гюн, "Паразиты") и Су-джин (Чон Ю-ми, "Поезд в Пусан") — любящая пара. Настолько любящая, что, будь на их месте менее харизматичные актеры, это могло бы раздражать. Над их стеной с фотографиями висит табличка: "Вместе мы справимся". Хён-су, не слишком успешный, но занятой актер, страдает от храпа и крепкого сна. Су-джин, его главная поддержка, работает полный день, будучи беременной, и уговаривает мужа продолжать актерскую карьеру, даже когда он предлагает заняться недвижимостью.
Однако сон Хён-су становится всё более странным, особенно когда Су-джин вступает в поздние сроки беременности. Его поведение быстро переходит в пугающее: он ест сырые яйца вместе со скорлупой, откусывает головы рыбам и пьёт воду прямо из кухонной раковины, не замечая попыток Су-джин его остановить. В отличие от типичных для корейского хоррора движений, Ли Сон-Гюн играет настолько человечно, что его дикое поведение становится ещё более шокирующим.
Ночные выходки Хён-су резко контрастируют с его дневным поведением. Он заботлив, любящ и легок в общении с Су-джин. Когда у них рождается дочь, он становится идеальным отцом, помогая по дому и нося ребенка в слинге, чтобы Су-джин могла отдохнуть. Этот контраст делает его опасные ночные действия ещё страшнее. Су-джин рискует потерять не просто раздражающего мужа, а своего лучшего друга.
Сверхъестественное и реальность переплетаются
Визит к экстрасенсу выявляет признаки сверхъестественного, но это не главный фокус фильма. Симптомы одержимости смешиваются с реальными проявлениями расстройств сна, а у Су-джин послеродовая депрессия находит больше почвы для развития. "Сон" уделяет внимание не только ночным кошмарам, но и повседневным трудностям. При этом ни один из персонажей не показан истеричным.
Благодаря тщательной работе сценариста и тому, как западные хорроры учат зрителей воспринимать браки в фильмах ужасов, напряжение в "Спи" возникает не только из-за ритуалов и насилия, но и из-за ожидания, когда же в их отношениях что-то пойдет не так. Однако химия между главными героями настолько сильна, что их брак далек от типичных для хорроров ссор и распадов. Чон Ю-ми и Ли Сон-Гюн вдыхают новую жизнь в привычные тропы.
Любовь — единственное, что не вызывает сомнений
"Спи" — это пугающее исследование как тяжелых расстройств сна, так и послеродовой депрессии или психоза, и это ещё до того, как в игру вступает сверхъестественное. Когда лунатизм Хён-су становится опасным, Су-джин помогает ему записаться к врачу. Она поддерживает его на каждом шагу, даже когда её мать предлагает помощь. Когда Хён-су предлагает спать в другой квартире, Су-джин напоминает их семейный девиз: "Вместе мы справимся".
В кульминационный момент фильма, когда смерть кажется близкой, оба героя по очереди повторяют этот девиз. Каждый тревожный элемент сюжета уравновешивается их любовью.
"Спи" не дает четких ответов на вопросы о сверхъестественном, трудностях долгосрочных отношений и неожиданностях, которые могут преподнести проблемы с психическим здоровьем. Однако ясно одно: поддержка близких становится невероятно важной. По мере того как трудности нарастают, Хён-су и Су-джин по очереди поддаются мании, которая их преследует, и по очереди поддерживают друг друга. Ни на секунду зритель не сомневается в их любви. Искреннее изображение любви и брака делает исследование страха и травмы близким каждому, кто когда-либо нуждался в поддержке или хотел её оказать.