
Количество просмотров: 101
В 2017 году культовый режиссёр Рюхэй Китамура представил на кинофестивале TIFF в секции Midnight Madness фильм "Стрельба по мишеням", дерзкую смесь слэшера и survival-хоррора (хоррор на выживание), где напряжение нарастает с каждой минутой, а кровавые сцены убийств не заставляют себя ждать.
Сюжет начинается с типичной для жанра ситуации, группа молодых людей оказывается не в том месте и не в то время. Их машина ломается на пустынной дороге посреди глуши. Вскоре они понимают, что это не случайность, где-то рядом прячется снайпер, методично отстреливая их одного за другим. Хотя антагонист здесь использует не традиционный для слэшеров острый предмет, а огнестрельное оружие, фильм сохраняет дух классического "Гран-Гиньоль" с его театральной жестокостью. Однако в последние минуты зрителей ждёт неожиданный разворот, полностью переворачивающий ожидания.

До "Стрельбы по мишеням" Китамура уже пробовал себя в жанре слэшера в фильме "Никто не выжил" (2012) он мастерски играл с канонами, а в 2022 году продолжил эксперименты в "Повороте не туда. Дом зла". Но здесь он не тратит время на долгие вступления, уже в первую минуту у героев спускает колесо, а через десять минут двое ключевых персонажей погибают. Это отсылка к знаменитому приёму «убийства в начале», характерному для жанра.
Казалось бы, данный слэшер ограничен в плане зрелищности, действие происходит возле сломанного внедорожника, а главное оружие убийцы это обычная винтовка с лазерным прицелом. Но Китамура, известный своей любовью к гиперболизированному насилию ещё с 90-х, быстро развеивает сомнения. Один из первых эффектных моментов — камера, «пролетающая» через дыру в голове жертвы. Такой ход не только задаёт уровень жестокости, но и напоминает о классических слэшерах, в отличие от survival-хоррора, где убийства обычно менее зрелищные.

Злодей в фильме типичный для жанра безликий убийца, напоминающий Джейсона Вурхиза. Он не говорит, не объясняет мотивов и действует как хладнокровная машина смерти. Как и Джейсон, он сливается с природой в камуфляже, покрытый листьями, он похож на технократичного лесного духа, вооружённого до зубов. До самого конца он кажется непобедимым.
В любом слэшере должна быть «последняя девушка», и здесь их даже две, представляющие разные архетипы. Первая это Керен (Стефани Пирсон), закалённая девушка с армейским прошлым, обладающая навыками выживания. Её можно сравнить с Нэнси из "Кошмара на улице Вязов" или Эрин из "Тебе конец!". Вторая это Джоди (Келли Коннэр), обычная девушка без особых умений, но с огромной силой воли, ближе к классическим героиням вроде Лори Строуд или Джесс из "Чёрного Рождества".
Казалось бы, финал должен показать, чьи качества окажутся сильнее, подготовка Керен или упорство Джоди. Но "Стрельба по мишеням" ломает и этот шаблон. Вместо катарсиса зритель сталкивается с бессмысленностью насилия и случайностью выживания. Здесь нет справедливого возмездия или торжества силы духа, только слепой рок. Даже месть, вечный двигатель жанрового кино, подаётся здесь цинично, иногда она буквально взрывается у тебя в лице.

"Стрельба по мишеням" это не просто очередной фильм ужасов, а смелая деконструкция жанра. Китамура использует знакомые тропы, но доводит их до абсурда, оставляя зрителя с ощущением беспомощности перед лицом хаоса. Если классические слэшеры дают зрителю катарсис через победу героя, то здесь нет ни побед, ни смысла, только хлёсткий, циничный финал, который запомнится надолго.